Кулинарные традиции марийцев: история и современность

Кулинарные традиции марийцев: история и современность

Есть в восточно-европейской части России сравнительно небольшая республика – Марий Эл. Сама она славится красивой природой и историческими богатствами, а населяющий ее народ – вековыми традициями, сохранившимися сквозь время и заботливо передающимися из поколения в поколение.

Среди традиционного наследия марийцев (черемисов) и их самобытная национальная кухня. Несмотря на то, что в ней есть немало общего с кулинарными особенностями многих народов, проживающих рядом, она все же является довольно уникальной.

Формироваться местная кухня начала много веков назад на основе доступных для марийцев продуктов, среди которых дичь и рыба, произрастающие в лесу ягоды, грибы и травы. Из последних готовили супы или же добавляли их в блюда в качестве приправ.

Среди традиционных у марийцев есть блюда из оленины, зайчатины и даже медвежьего мяса. А в древние времена они также употребляли в пищу мясо белок, ежей, ястребов, филинов и даже змей.

Ягоды, собранные в окрестных лесах, служили для приготовления простых десертов или же освежающих напитков. Активно использовали местные жители и дикий мед. Еще один лесной дар – грибы они чаще всего солили или сушили.

Со временем, благодаря земледелию и скотоводству, рацион марийцев менялся и становился более разнообразным. Они научились готовить овсяную, гречневую, ячменную и тыквенную каши. При этом в них помимо круп и овощей добавляли мясо домашнего скота.

После распространения картофеля, этот овощ занял в марийской кухне одно из главных мест. Появилось множество разнообразных блюд с его добавлением.

Одним из самых древних традиционных первых блюд здесь считается суп с клецками. Помимо него есть множество рецептов приготовления щей. Последние готовятся и с капустой, и с крапивой, и со снытью. Своим вкусом и оригинальностью славится здесь и суп с калиной.

Мясо с давних времен черемисы предпочитают варить и тушить. Жарят его довольно редко. Но зато делают вкуснейшие колбасы. В некоторые колбасные изделия наряду с салом и кровью добавляются всевозможные крупы.

Свежее молоко и продукты, изготовленные из него, также получили широкое распространение в марийской кухни и стали ее неотъемлемой частью.

В результате смешения кулинарных традиций марийцев и их соседей появилось немало оригинальных и не менее вкусных, чем славящиеся издавна шырдан (колбаса) и команмелна (блины в три слоя), блюда. Так, среди новинок, вошедших в список местных национальных блюд, отмечают шашлык из лосиного мяса, зразы по-марийски и многое другое.

Но, что бы не готовили местные кулинары, они строго следят за тем, чтобы пища была вкусной и приносила максимум пользы.

Самобытная Россия: мари

Н ебольшой финно-угорский народ мари — потомки древнего населения Среднего Поволжья. Марийцев часто называют последними язычниками Европы: некоторые из них до сих пор молятся тем же богам, которых чтили их предки. «Культура.РФ» рассказывает об истории и культуре самобытного народа.

Кто такие марийцы

Древнейшая родина марийцев — Среднее Поволжье, где сейчас располагается Республика Марий Эл. Историки считают, что в эти края предки современных марийцев пришли около 1500 лет назад. Их земли раскинулись по обе стороны Волги: река разделила народ на две этнические группы — горных и луговых марийцев. Их традиции, национальный костюм и даже язык немного отличались. После монголо-татарского нашествия марийские земли вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — в состав Казанского ханства.

В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства. Новая власть ввела здесь крепостное право, военную повинность и высокие налоги, а также насильственно обращала марийских язычников в христианство. Коренное население сопротивлялось и бунтовало почти 30 лет — этот период вошел в историю как Черемисские войны. Некоторые марийцы ушли со своей исторической родины в Башкортостан, Татарстан и Пермский край. Эту часть народа стали называть восточными марийцами.

Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть местных отатарилась и приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество полностью — некоторые марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам.

Традиционная марийская религия

В языческом пантеоне марийцев около 40 богов. Верховным богом-творцом считается Ош Поро Кугу Юмо — Белый Большой бог. К нему марийцы обращаются с главными молитвами. Также в марийской религии есть божества природных стихий: воды, леса, огня. Есть и злые духи — Керемет, Вувер. Каждый из богов требует особого отношения и специальных ритуалов.

У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото. С древних времен в Республике Марий Эл их сохранилось более 300. Марийцы верят, что во время молений в священных деревьях, онапу, пребывают боги.

Лес и место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины. Карт бьет в бубен и отчеканивает ритм ножом и топором — так он отгоняет злых духов от священного места. Добрых богов он просит о плодородии, здоровье, достатке и семейном счастье.

Чтобы боги услышали молитвы, марийцы преподносят им дары. Чаще всего это пресный хлеб, вареный гусь и традиционные трехслойные блины — коман-мелна. После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не выбрасывают: их либо сжигают, либо забирают домой. Закончив молебен, в священной роще наводят порядок. Леса неприкосновенны — здесь не ломают веток, не собирают грибов и тем более не оставляют мусор.

Марийская культура

В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.

Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.

Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.

Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.

Кулинарные традиции марийцев: история и современность

Подписаться на новости

> Новости

«Традиции и современность: марийское переплетение»

2 февраля в 16.00 кондопожане и гости города получат уникальную возможность принять участие в открытии выставки «Традиции и современность: марийское переплетение».Эта выставка подготовлена совместно с КРОО «Марийцы Карелии» и призвана рассказать о культуре марийского народа.

Сегодня марийцы через свою многовековую культуру вплетают традиции в повседневную жизнь.
«Платье чисто, так и речь честна». С такой пословицей на устах будут встречать хозяева гостей выставки «Традиции и современность: марийское переплетение». Нравственный опыт из поколения в поколение откладывается в традициях народа. Как сегодня востребованы традиции в марийской семье? На этот вопрос вы самостоятельно ответите, если придёте на открытие выставки.

Модно ли сегодня носить национальный костюм, играть на национальных инструментах? Для марийцев такой вопрос в прошлом. Сегодня они вносят в свою обыденность и яркие краски марийской вышивки, и одевают, особенно по праздникам, изумительные по красоте женские наряды, радуются переливчатым наигрышам марийской гармоники, мелодиям волынки.
А невесту в свадебных песнях величают утицей, ей воздают славу. Почему утушка, а не лебёдушка?Если верить мифу — утки спасли марийский народ. Сегодня в марийском танце есть утиные движения. Так история вплетается в повседневную жизнь. Открыть историю через традиции в повседневности — такую задачу постарались решить организаторы выставки.

Несомненный интерес у посетителей вызовут национальные костюмы, марийская вышивка, музыкальные инструменты, в том числе марийские гусли. Впервые будет экспонироваться горномарийский костюм первой половины 20 века.

Выставка будет проводиться с мультимедийным сопровождением.

Приходите на выставку «Традиции и современность: марийское переплетение», откройте для себя целую систему представления о мире. Мы, как считают марийцы, — часть мира. В русской пословице говорится: «Встарь люди бывали умней, а ныне веселей», а марийская пословица ей вторит: «Слова старших не упадут в землю».

В презентации выставки примут участие представители администрации КРМ и учреждений культуры, КРОО «Марийцы Карелии», педагоги, журналисты,школьники.

Выставка будет работать до 15 марта и будет интересна широкому кругу посетителей.

Развитие марийского края в 19 веке

Этнические особенности пищи марийцев, опирающиеся на давние традиции, отражают своеобразные вкусы и привычки. Как в отношении состава пищевых продуктов, так и в способах приготовления и потребления различных блюд. Обогащению меню марийской кухни способствовали социально — экономические изменения и этнокультурные связи с соседними народами. Несмотря на то, что пища марийцев не отличалась особой

сложностью в ее приготовлении, ее составляющие компоненты и технология имели определенную специфику и разнообразие.

Основу традиционной пищи марийцев составляла продукция земледелия, получаемая из зерновых культур в виде муки и крупы. Мучные и крупяные изделия и блюда являлись необходимыми и обязательными на повседневном и праздничном столе, а также ритуальным кушаньем во время молений и жертвоприношений, общественных и семейных обрядов. Мука использовалась главным образом ржаная, овсяная и ячменная, реже полбенная, гречневая, гороховая, пшеничная. Эти же культуры и в такой же степени, а также просо, использовались для крупы. Муку размалывали на водяных и ветряных мельницах, там же производилась на особых поставах обдирка в крупу. Для ритуальных кушаний муку нередко мололи ручными мельницами.

Хлеб считался главным продуктом питания, главной пищей. Его выпекали на поду печи из ржаного кислого теста. Из такого же теста пекли лепешки на сковороде. В-прошлом, до появления духовой печи, хлеб пекли в золе очага. В то время хлеб выпекали из теста яровой муки /ячмень, овес, полба/, нередко из пресного теста. Пресные лепешки в виде булочек— одно из распространенных хлебных изделий из яровой муки. В праздничное время лепешки замешивали на молоке или сливках. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Празднично — обрядовым блюдом являлись блины и оладьи из кислого ярового теста, выпекаемые на сковороде в горящей печи. Оладьи пекли также во время похорон и клали с покойником в гроб.

Из хлебного кислого теста часто пекли ватрушки в виде круглых крупных лепешек с начинкой сверху из творога, толченого поджаренного конопляного семени или толченого с молоком картофеля /часто картофель смешивали с семенем/. Нередко для ватрушек сочень делали из пресного ярового теста.

Популярным кушаньем марийцев были пироги: крупные из кислого хлебного теста, мелкие из пресного с самой разнообразной начинкой /мясо, дичь, рыба, овощи, ягоды, крупа и др./, причем начинка состояла из не менее чем 2—3 компонентов. Оба вида пирогов выпекались в печи. Старинным, глубоко традиционным кушаньем марийцев были пироги — вареники из пресного теста с начинкой из мелкорубленого мяса или дичи /подкогыль/ и творога, отвариваемые в котле.

На крупе, получаемой из зерна всех возделываемых культур, марийцы варили густую кашу, а из муки — жидкую кашу. Из овсяной, гороховой и конопляной муки варили кисель. Традиционным кушаньем марийцев было толокно, которое варили из овсяной, ячменной или ржаной солодовой муки.

Любимое традиционное первое блюдо марийцев — «лашка» в виде клецок из теста. Лашка из кислого теста варили на воде, пресного — молоке. Суп с кислыми клецками заправлялся мясом, рыбой, горохом, грибами, смотря по вкусу и наличию продуктов, а также кислым молоком или сливками. Клецки на молоке заправлялись сырыми яйцами. Позднее обязательным компонентом стал картофель. Лашка являлась непременным блюдом в старом свадебном обряде. Один из его моментов — публичное приготовление и угощение лашкой участников обряда невестой в доме жениха. Этим невеста — молодушка демонстрировала свои кулинарные способности. Позднее угощением новобрачной стали блины.

В качестве первого блюда употреблялись также овощные супы с крупой, горохом или конопляным семенем, луком, брюквой или репой, позднее с картофелем, щи с капустой, простые или на молоке, супы мясные, рыбные и др. Летом употреблялись холодные супы—похлебки из овощей типа окрошки на воде или квасе, из свежих ягод на молоке.

Марийцы питались мясом всех домашних животных и птиц. Особо лакомым считалась конина, являвшаяся также лучшей жертвой высшим богам. Язычествующие марийцы не употребляли в пищу свинину. В повседневном быту марийцы мясом питались умеренно /супы, каши, пироги/. Мясо подавалось на стол в качестве второго блюда после супа. Большинство марийцев не соблюдало постов, употребляя мясную пищу хотя и круглый год, но в основном во время праздников и обрядов, молений и жертвоприношений. Использовали в пищу кровь животных, которую сцеживали в чашу с крупой. Из крупы с кровью делали биточки и варили в супе, набивали кровяно-крупяной массой кишки, добавляли кусочки мяса и сала и делали излюбленное традиционное блюдо в виде кровяной колбасы /вур сокта/. Но чаще сокта делали без крови. Ее отваривали в котле и, разрезая на кружки, подавали на стол. Позднее отварную колбасу поджаривали на сковороде в духовой печи. Тушение и» жарение мяса, как и других продуктов, пришло к марийцам из русской кухни.

Ввиду длительного сохранения охотничье-рыболовческих традиций в рационе питания марийцев немалое место занимали дичь и рыба. В конце XIX — начале XX вв. они употребляли в пищу главным образом мясо лосей, зайцев, диких уток, рябчиков, куропаток, тетеревов, глухарей и др. Ранее ели оленину и медвежатину, мясо белок, барсуков, лесных голубей. Дичь варили в супах, использовали для начинки пирогов. Традиционное блюдо — биточки из зайчатины делали из рубленого мяса, смешанного с крупой и мукой, варили в котле с супом. Охотники и лесопромысловики использовали старый способ — выпекали в золе костра тушки птиц, обмазанные глиной, которая в готовом виде легко удалялась вместе с перьями.

Для хранения мясо домашних животных и дичи солили или сушили. По примеру тюркских соседей соленую конину или говядину хранили заправленными в конские или говяжьи кишки, что встречалось у восточных и части луговых марийцев.

Разнообразно употреблялась в пищу рыба. Ее отваривали в супах, пекли в пирогах, заготавливали впрок в соленом, вяленом и сушеном виде. Позднее распространилось жарение рыбы, нередко с яйцами, луком и картофелем.

Широко употреблялись в пищу молочные продукты, преимущественно в переработанном виде. Из молока собирали сливки для сбивания масла, которые использовались для сдабривания вареных и печеных кушаний и блюд /наряду с жиром — салом/. Традиционно масло сбивали в высоких цилиндрических деревянных сосудах—маслобойках с помощью поршня на длинной палке. Прокисшее молоко отжимали в холщевом мешочке с клиновидным дном и получали творог. Из него, добавляя сырые яйца и соль, делали сырки /туара/ в виде крутлых лепешек, которые выпекали в духовой печи. Туара помимо повседневного и праздничного кушанья считалось обязательным во время семейных обрядов и молений. Сырок водружали поверх горки блинов или ритуального каравая хлеба. Праздничным блюдом являлись мелкие сушеные сырки, плотно расставленные ребром в чаше и залитые топленым маслом. Из кипяченого парного молока, разлитого по чашам для остывания и заквашивания получали праздничное кушанье «умбалан шбр» или «шорвал». Простокваша и пахта из-под сбитого масла в летнее время использовались в качестве холодных блюд — окрошки с зеленым луком и болтушки с овсяной мукой или толокном. Творог шел на начинку ватрушек и пирогов — вареников.

Традиции и обряды марийского народа

Слово «Марий» переводится как человек, мужчина. Исследования ученых ДНК показывают, что марийцы — самая древняя национальность, старше марийцев только народ «саами», другие – русские, татары, украинцы, итальянцы гораздо младше марийского народа.

Марийцы – это последние язычники Европы!

Марийцы соблюдают свою национальную традицию, обряды, чтут память предков, отмечают национальные праздники.

Традиции марийского народа уходят корнями в далёкое прошлое. Что заботило, радовало и тревожило марийский народ – всё это воплощалось в сказках, загадках, пословицах и передавалось детям, внукам.

У марийского народа много разных праздников, обрядов.

Особым колоритом выделяется марийская свадьба c её песнями, танцами, плясками. A звучат на ней марийские народные инструменты: гусли, волынка, свирель, гармонь и другие.

До нас дошли такие марийские праздники как Пелейдыш пайрем, Шорыкйол.

Пеледыш пайрем – Праздник цветов, отмечается летом.

Пеледыш пайрем проводится после завершения весенне-полевых работ и проходит поэтапно: сначала в сельской местности, затем в столице республики Йошкар-Оле. Общереспубликанский правздник приурочен ко Дню независимости России и ежегодно празднуется в последнее время 12 июня.

На празднике не только поют и танцуют, но и играют. B играх много юмора, шуток, задора.

Испокон веков в подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

Шорык йол – Рождество зимой. В парках звучат национальные марийские мелодии, водятся хороводы, организуются игры, зимой – катание с горки .

Годовой праздничный цикл у народа мари начинается с праздника Шорыкйол, что в переводе на русский язык означает «овечья нога». Этот новогодний праздник наши финно-угорские предки отмечали еще шесть тысяч лет тому назад . «Рожденный новый год» и указывает на рождение нового времени, когда световой день начинает прибавляться и, по марийским приметам, замерзает вода в реке, а медведь переворачивается на другой бок.

К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Ритуальная обильная пища своими корнями уходит в архаику, выражая не только сытость, веселье и довольство, но и аграрную магию: стремление воздействовать на природу, добиться благополучия в хозяйстве и жизни своей семьи.

Как подчеркивается в научной литературе, все действия, совершаемые в первые дни нового года, у многих народов наполнялись большим магическим смыслом. Крестьяне мари также сохраняли веру в магию почина, первого дня, как знака доброго пожелания. Поэтому в праздник Шорыкйол все стремились обильно поесть не только обычные, но и ритуальные блюда. В этот день задабривали кормами и животных.

Рано утром в праздник Шорыкйол хозяин выходил на ток, делал гурты из снега. То было не только магическим действием в знак будущего хорошего урожая, а означало необходимый агроприем, ибо каждый крестьянин понимал: чем больше снега зимой в поле, тем больше хлеба летом в амбаре. В это же утро надо было с силой встряхивать садовые деревья для продвижения их внутренних «соков», что предотвратит общее замерзание.

Праздник начинали дети. Они гурьбой заходили в чей-либо дом и дружно кричали: «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» Также три раза должны были ответить хозяева, которые затем высыпали на пол приготовленные заранее орехи. Дети собирали угощения. Считается хорошей приметой, если будет много угощений, значит и год будет хороший. Обойдя всю деревню, детишки поровну делили полученные подарки и ели вместе, играли, смеялись, воспроизводя смешные случаи прожитого праздничного дня.

Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженных Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, в разнообразных масках, весело и шумно заходят они в дома односельчан, поздравляют хозяев с праздником, принимают угощения. Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти. Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти.
Оправдывая свое название, марийский праздник Шорыкйол был и днем почитания овцы. От плодовитости овцы зависела жизнь крестьянина: шкура шла на изготовление шуб и тулупов, шерсть — на валенки, варежки и сукно, мясо употреблялось в пищу. Отражением магии почина как доброго пожелания является новогодний обычай хождения по домам с поздравительными песнями, смысл которых сводится к пожеланию здоровья и заклятию обильного урожая и домашнего скота.

Главное достоянием республики считаются это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев — ведь в этих рощах все еще молятся древним Родным Богам.

Храм марийцев — Священная роща, где протекал Всемирный молебен. Марийцы молятся о благополучии своих родных и близких, благодарят Мать Землю за урожай, за плодовитость его скота

В республике их сохранилось около 500. Причина в том, что в советское время Священные рощи были низведены до просто участков леса, и были отнесены к «особо ценным».

Священных рощ в республике много — когда едешь по дорогам Марий Эл, постоянно видишь их то с одной, то с другой стороны.

Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду. Запрещено здесь, естественно, и мусор — и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.

Много национальных блюд у народа мари. Самые почитаемые из них Это подкоголь (вареники), коман-мелна (Трехслойные блины). Каждый праздник на столе народа мари всегда проходит при участии этих вкусных блюд.

Марийцы – это удивительный народ. Со своими традициями и обычаями. Наша республика — это национальная республика. Это Земля наших предков – мари!

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Жизнь, традиции, обычаи и религия марийцев (черемисов) до революции

До революции в официальных документах и литературе марийцев называли черемисами. Они жили в Царевококшайском (Йошкар-Ола), Козьмодемьянском, отчасти в Чебоксарском уездах Казанской губернии и в ряде уездов Вятской губернии. К 1834 году в Казанской губернии их было 71 000 душ обоего пола.

Деревни строили у оврагов, рядом с избой, окруженной хозяйственными постройками, возделывался огород. Избы, особенно у луговых черемисов, топились по-черному, вместо стекол чаще можно было встретить коровий пузырь. На лето семья переселялась в летник из липовой коры.

В 19 веке у марийцев сохранялась большая (неразделенная) семья, включавшая стариков, их женатых сыновей, иногда и женатых внуков с детьми. Во дворе главы семьи или, вернее, рода ставилась изба для молодой семьи. Однако в конце XIX века уже преобладала малая индивидуальная семья, состоявшая из супругов, их детей и родителей.

Для марийских семей было характерно главенство старшего мужчины, подчинение жены мужу, младших — старшим. В большой семье значительная роль принадлежала старшей женщине, которая распределяла работу между снохами и дочерьми. В случае смерти мужа она выполняла функции главы семьи.

Браки заключались преимущественно по сватовству путем договора между родителями, часто без согласия жениха и невесты. Родители жениха платили выкуп (олно) родителям невесты, а они давали за девушкой приданое из имущества и скота.

До свадьбы проводились смотрины, сватовство и сговоры. Свадебный обряд начинался в доме родителей девушки, где собирались родственники с обеих сторон, а завершался в доме жениха после перевода невесты в сопровождении ее родственников. Здесь на новобрачную надевали женский головной убор, она раздавала подарки родне мужа, угощала гостей невестиным кушаньем. Все это сопровождалось песнями и плясками.

Существовал обычай давать родившемуся ребенку несколько имен. Первое имя (временное) давалось повитухой во время обмывания ребенка. Через 2—3 дня ребенок получал постоянное имя, созвучное с именем отца или матери. В случае крещения дети получали христианское имя.

Как и у других народов, народные праздники марийцев были связаны с хозяйственной деятельностью. Во время новогоднего праздника шорык йол (овечья нога) гадали об урожае, приплоде скота, о женихе и пр. Проводилась вечеринка девушек, к которой заранее готовили пиво для угощения жителей деревни и гостей. На ней устраивались представление ряженых, игры, звучала музыка.

Еще в XVIII веке большинство марийцев были крещены и официально считались православными.

Фактически же многие являлись двоеверцами. Посещая церковь и почитая Христа, они в то же время ходили в языческие священные рощи и поклонялись многочисленным богам и духам. И в порядок проведения христианских праздников нередко включались и языческие обряды.

На весеннем празднике пашни (ага пойрем) проходило общественное моление и жертвоприношение хлебом. Перед началом сева проводили обряд ритуального посева яиц с пожеланиями, чтобы зерна были крупные, как яйца. Во время летнего праздника изгоняли «злых духов» с помощ;ью прутьев и нагаек, которыми хлестали дома и постройки, а также трещоток и берестяных труб.

Повсеместно сохранялась вера в духа — покровителя семьи. Особенно ярко языческие верования выражались в культе предков на похоронах и в поминальных обрядах. На поминках один из друзей покойного играл его роль, надевая его одежду.

Наряду с легендами, преданиями и сказками самым распространенным видом марийского фольклора являются песни — бытовые, гостевые, сиротские, рекрутские, поминальные. Из духовых музыкальных инструментов были распространены свирель (шиялтыш), обмотанные берестой деревянные трубы (нуч), волынка с пузырем, из щипковых — гусли, из ударных — барабан. Под волынку в сопровождении барабана исполнялись танцевальные мелодии во время праздников и свадеб.

Одежда нагорных черемисов напоминала костюм русских крестьян. Национальная одежда больше сохранилась у луговых черемисов, а также у женщин. Мужчины носили белые кафтаны с отложным воротом, праздничная рубаха украшалась вышивкой шерстью и подпоясывалась шерстяным шнуром с кистями. В праздники и на моленья надевали высокие берестяные шапки, напоминающие монашеские клобуки.

Основными частями женского костюма были холщовая рубаха, кафтан, передник без нагрудника, штаны и шерстяной тканый пояс. Рубаха, кафтан и передник украшались вышивкой, а праздничная одежда кроме того,— блестками, бисером, шерстяной тесьмой. Зимой надевали кафтан на подкладке, шубы нагольные и крытые крашеным холстом или фабричными тканями.

Обувью служили лапти, которые выполнялись очень искусно и добротно. Голени ног обертывали черными суконными онучами. Носили также кожаные сапоги и валенки.

Женские головные уборы, изготовленные из холста и богато украшенные вышивкой, были разной формы. Для украшений использовались монеты. Так, вплотную к шее надевали шуякш, представлявший собой нечто вроде детского передничка, на который нашивали монеты, ракушки и т.д. Из мелкой монеты, подвешенной на медной проволоке, составляли и ушные подвески. Носили также нагрудные застежки — сюльгамы, накосник, браслеты, поясные подвески и т.д.

Основу питания составляли изделия из муки и крупы. Повседневную пищу составлял суп с клецками (салма) из овсяной муки, овсяная каша и кислое молоко. Готовились кушанья с конопляным семенем. К празднично-обрядовым блюдам относились многослойные блины, пироги со сложной начинкой из овощей, крупы и мяса, вареная колбаса из мяса, сала и крови с крупой. Из традиционных обрядовых напитков следует отметить хлебное пиво (пура) и хмельной мед. Подспорьем в питании были овощи, дичь, рыба, мед, дикие съедобные растения.

Кулинарные традиции марийцев: история и современность

ВТОРНИК — СУББОТА
с 11.00 до 20.00

В рамках Дней марийской культуры и литературы, 27 октября в библиотеке состоялась беседа «Обычаи и традиции марийского народа».

Марийцы верят в духов, поклоняются деревьям и остерегается Овды. История мари зародилась на другой планете, куда прилетела уточка и снесла два яйца, из которых появились два брата — добрый и злой. Так и началась жизнь на земле. В это верят марийцы. Их обряды уникальны, память о предках никогда не угасает, а быт этого народа пропитан уважением к богам природы.

Священные рощи марийцев – Кусото

Осенью в большую рощу съезжаются сотни марийцев. Каждая семья приносит утку или гуся – это пурлык, жертвенное животное для проведения всемарийских молений. Для обряда отбирают только здоровых, красивых и упитанных птиц. Марийцы выстраиваются в очередь к картам – жрецам. Они проверяют, подходит ли птица на жертвоприношение, а потом просят у нее прощения и освящают с помощью дыма. Оказывается так марийцы выражают уважение к духу огня, а он сжигает плохие слова и мысли, очищая пространство для космической энергии. Священные рощи специально никто не высаживал, они существуют с древних времен. Рощи для молений выбирали еще предки мари. Считается, что в этих местах очень сильная энергетика.

Священная роща – пожалуй, единственное место, где женщины больше отдыхают, чем работают. Они только ощипывают и разделывают птиц. Всем остальным занимаются мужчины: разводят костры, устанавливают котлы, варят бульоны и каши, обустраивают Онапу – так называют священные деревья. Рядом с деревом устанавливают специальные столешницы, которые сначала устилают еловыми ветками символизирующими руки, затем их покрывают полотенцами и только потом выкладывают дары. Около Онапу стоят таблички с именами богов, главный – Тун Ош Куго Юмо – Единый Светлый Великий Бог. Пришедшие на моления решают, какому из божеств они преподносят хлеб, квас, мед, блины. А еще развешивают дарственные полотенца, платки. Какие-то вещи после обряда марийцы заберут домой, а что-то так и останется висеть в роще.

Наряд марийской девушки

Марийки любят наряжаться, да так чтобы костюм был многослойным, да украшений побольше. Тридцать пять килограммов серебра – в самый раз. Облачение в костюм похоже на ритуал. Наряд настолько сложен, что в одиночку его не надеть. Раньше в каждой деревне были мастерицы по облачению. В наряде каждый элемент имеет свое значение. Например, в головном уборе – шрапане – должна соблюдаться трехслойность символизирующее триединство мира. Женский набор серебряных украшений мог весить 35 килограммов. Он передавался из поколения в поколение. Женщина завещала украшение дочери, внучке, невестке, а могла оставить и своему дому. В этом случае любая женщина, проживающая в нем, имела право надеть комплект на праздники. В старину мастерицы соревновались – чей костюм сохранит свой вид до самого вечера.

Марийская свадьба

…У горных марийцев веселые свадьбы: ворота на запор, невеста под замок, сватов так просто не пускают. Подружки не отчаиваются – свой выкуп они все равно получат, а иначе не видать жениху невесты. На горномарийской свадьбе бывают невесту так спрячут, что жених ее долго ищет, а не найдет — так и свадьба расстроится. Горные мари живут в Козьмодемьянском районе республики Марий Эл. Они отличаются от луговых мари языком, одеждой и традициями. Сами горномарийцы считают, что они музыкальнее луговых мари. Плетка – очень важный элемент на горномарийской свадьбе. Ею постоянно щелкают вокруг невесты. А в старину рассказывают, что и девушке попадало. Оказывается делается это для того, чтобы ревнивые духи ее предков не навели порчу на молодых и родню жениха, чтобы отпустили невесту с миром в другую семью.

Почитание усопших предков у марийцев

Каждый четверг жители одной из марийских деревень приглашают в гости умерших предков. Для этого обычно на кладбище не ходят, души слышат приглашение издалека. Сейчас на марийских могилах стоят деревянные колоды с именами, а в старину на кладбищах никаких опознавательных знаков не было. По марийским поверьям человеку на небе живется неплохо, но он все равно по земле очень тоскует. А если в мире живых никто не вспоминает о душе, то она может озлобиться и начнет вредить живым. Поэтому умерших родственников и приглашают на ужин.
Невидимых гостей принимают как живых, для них накрывают отдельный стол. Каша, блины, яйца, салат, овощи – хозяйка должна поставить сюда часть от каждого блюда, которое приготовила. После трапезы угощение с этого стола отдадут домашним животным. Собравшиеся родственники ужинают за другим столом, обсуждают проблемы, а в решении сложных вопросов просят помощи у душ предков. Для дорогих гостей по вечерам топят баню. Специально для них березовый веник запаривают, поддают жар. Хозяева могут и сами с душами умерших попариться, но обычно приходят чуть позже. Невидимых гостей провожают пока деревня не легла спать. Считается, что таким образом души быстрее находят дорогу в свой мир.

Пчеловодство в марийской культуре

По марийским легендам, одними из последних на Земле появились пчелы. Они попали сюда даже не из созвездия Плеяды, а из другой галактики, а иначе как объяснить уникальные свойства всего, что производят пчелы – меда, воска, перги, прополиса.

Марийские приметы связанные с хлебом

Раз в год марийцы достают музейные жернова для того чтобы приготовить хлеб нового урожая. Муку для первого каравая смалывают вручную. Когда хозяйка замешивает тесто она шепчет добрые пожелания для тех, кому достанется кусочек этого каравая. У марийцев существует много примет связанных с хлебом. Отправляя домочадцев в дальнюю дорогу на стол кладут специально испеченный хлеб и не убирают его пока ушедший не вернется. Хлеб – неотъемлемая часть всех обрядов. И даже если хозяйка предпочитает покупать его в магазине, на праздники она обязательно сама испечет каравай.

Кугече – марийская Пасха

Печь в марийском доме не для отопления, а для приготовления еды. Пока в печи горят дрова, хозяйки выпекают многослойные блины. Это старинное национальное марийское блюдо. Первый слой – обычное блинное тесто, а второй – каша, ее кладут на подрумяненный блинчик и сковороду снова отправляют поближе к огню. После того, как блины испекутся, угли убирают, а в горячую печь ставят пирожки с кашей. Все эти блюда предназначены для празднования Пасхи, а точнее Кугече. Кугече – это старинный марийский праздник посвященный обновлению природы и поминовению усопших. Он всегда совпадает с христианской Пасхой. Самодельные свечи – обязательный атрибут праздника, их делают только карты со своими помощниками. Мари верят, что воск вбирает в себя силу природы, а когда он плавится, то усиливает молитвы.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ МАРИЙЦЕВ 1Ч.

Для подписчиков, и тех кто хотел узнать чего нибудь о марийцах. Текст не мой, сразу говорю, но по основе там сказано как есть и с моими вставками. но очень не все)

Марийцы — финно-угорский народ, в основном, в России, большей частью в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, живущих в Российской Федерации. А так же в Башкирии и на среднем урале. Старое название марийцев, черемисы, по-видимому, коми-эрзянского происхождения и означает «люди с востока». Сами марийцы черемисами себя никогда не называли. Современное самоназвание — мари — первоначально означало «люди». Традиционной религией для марийцев является марийская традиционная религия, относящаяся к язычеству. Исповедывание православия является лишь следствием насильственной христианизации

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды, праздники

Марийцы до начала XX века официально числились православными. Они были принудительно окрещены в XVIII веке. Крещение носило формальный характер, новокрещеные не знали элементарных основ православного учения. Вплоть до начала XIX века не была налажена в крае и проповедническая деятельность. Марийцы втайне от властей продолжали соблюдать свои традиционные культы. Большинство марийцев придерживалось православно-языческих синкретизированных культов: продолжало выполнять языческие культы, не отказываясь и от услуг православной церкви. Многие образы традиционных божеств были идентифицированы с образами христианских святых.

Отличительной чертой традиционных верований марийцев являлось почитание окружающего мира, природы, которая олицетворяла собой божественное начало. Весь природный мир, включая и самого человека, являет собой внутреннюю сущность божественного, поэтому в глазах верующих обладал самоценностью. Предки марийцев, наблюдая за природой, постигали волю божеств, на основе которой учились жить, регулировали общественные отношения. Согласно верованиям мари, представители растительного и животного мира являются сознающими сущностями, обладают восприятием, духовной силой. Поэтому полагалось почитать их силы, устанавливать с ними добрые отношения, не противоречить им. Вся окружающая природа наделялась марийцами жизненной силой, душой, духами, демонами и божествами-покровителями. Существовало представление о множестве душ.

Неотъемлемой частью верований мари был аграрный культ. Он проявлялся в почитании земных покровителей: богини земли (Мланде ава), ее «господина» (он, хан), рождающей силы (Мланде шочын), хранителя спорины (Мланде перке), пророка (Мланде пиямбар), распорядителя (Мланде саус), духа, владеющего ключами от подземных кладовых (Мланде сравоч).

Традиции, обряды, история, родословные

история марийских деревень Шаранского района

Слово «марий» переводится как человек, мужчина. Исследования ученых ДНК человека показывают, что марийцы — самая древняя народность, старше марийцев только саамы, другие – русские, татары, украинцы, итальянцы гораздо моложе марийского народа. Журнал «Гео» называет марийцев «Последними язычниками Европы».

Марийцы соблюдают свою национальную традицию, обряды, чтут память предков, отмечают национальные праздники. Марийцы Шаранского района Республики Башкортостан отличаются от других восточных марийцев диалектом и обрядами. По географическому расположению марийцев Шаранского района причисляют к икско-сюньским марийцам. Икско-сюньские марийцы сохранили архаичные явления в своей культуре, в культуру марийцев Шаранского района в меньшей степени проникла христианская религия. Среди марийцев Шаранского района редко встречаются крещенные марийцы.

Если же заглянуть в историю Шаранского района, то именно марийцев первыми начали припускать на свои территории башкирские вотчинники. Первые припуски марийцев на территорию районы отмечены в 1632 году.

Марийские традиции и обряды в Шаранском районе Республики Башкортостан:

Марийские деревни Шаранского района Республики Башкортостан и их истории:

На марийском сайте имеются также следующие материалы: марийские блюда, марийская молитва, марийские игры.

В рамках этого сайта я собираю марийские народные песни, обрядовые песни, марийские родословные. В дальнейшем весь собранный материал будет выложен на сайте.

The word «Mariy» is translated as a person, man. The research of the scientists into human DNA shows that Mari are the most ancient nationality and only Saams are older than them. The other ones – Russians, Tatars, Ukrainians, Italians are much younger than Mari. «Geo» magazine calls Mari «the last pagans of Europe».

Mari keep their national tradition, ceremonies, honors the memory of ancestors, celebrate national holidays. Mari of Sharan district of Bashkortostan (*the republic, region of Russian Federation) differs from the other eastern Mari by dialect and rituals. According to geographical location Mari of Sharan district are so-called Ik-Syun Mari. Ik-Syun Mari preserved archaic phenomenon in their culture, the Christian religion is less penetrated it. the baptized Mari are rare among Mari of Sharan district.

Mari traditions and rituals in Sharan district of republic of Bashkortostan: Christmastide, Shrovetide, Easter, Trinity Sunday, Mari wedding, Afterworld, Rainmaking rite, Funeral, Wake, Witches, fortune tellers, spells.

If we look at the history of Sharan district we will see that Mari people are the very first ones which are admitted the territory of Bashkir votchinniks (landowners). The first admissions (allowance to settle) of Mari people to the territory of modern Sharan district occurred in 1632.

Детям о дружбе народов Самарской области

Этикет и кухня
народов

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Марийцы

Самоназвание — мари, марий («человек», «мужчина», «муж»), черемисы (устаревшее русское название), народ в России. Марийцы — коренное население Республики Марий Эл (291 тысяча человек). Численность в России 547 605 человек, в самарской области – 2982 человека. Компактно живут также в Башкирии (103,6 тысяч человек) и других областях. Общая численность 600 тысяч человек.

Разделяются на 3 основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные. Горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые — Ветлужско-Вятское междуречье, восточные марийцы живут к востоку от реки Вятка, главным образом на территории Башкирии, куда переселились в XVI—XVIII веках.

Говорят на марийском языке финно-угорской группы уральской семьи. Выделяются наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Письменность на основе русского алфавита.

Верующие — преимущественно православные и приверженцы «марийской веры» (марла вера), сочетающие христианство с традиционными верованиями.

Ядром формировавшегося в 1-м тысячелетии нашей эры в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. Большую роль в становлении и развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, чувашами, татарами). Особенно заметно культурно-бытовое сходство с чувашами.

Интенсивные связи с русскими, особенно после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551—52 годы), оказали значительное влияние на материальную культуру марийцев.

Основное традиционное занятие — пашенное земледелие. Главные полевые культуры — рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лён; огородные — лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Подсобное значение имели разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество (позднее пасечное пчеловодство), рыболовство.

Художественные ремёсла — вышивка, резьба по дереву, ювелирное (серебряные женские украшения). Существовало отходничество на предприятия лесообрабатывающей промышленности.

Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной: стал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище — срубная изба с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени) или трёхраздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) — срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

Традиционная одежда — рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы — войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника. Обувь — лапти, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

Для женского костюма характерны передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блёсток, монет, серебряные застёжки, браслеты, кольца. Существовали 3 вида головных уборов замужних женщин: шымакш — конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас; сорока, заимствованная у русских, и шарпан — головное полотенце с очельем. Высокий женский головной убор — шурка (на берестяном каркасе, напоминающий мордовский и удмуртский уборы) вышел из употребления в XIX веке. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из чёрного или белого сукна и шубы.

Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности. Широко распространены модернизированные виды национальной одежды — рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лентами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из чёрной и зелёной ткани.

Основная традиционная пища — суп с клёцками, вареники с начинкой из мяса или творога, варёная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоёные блины, сырники, отварные лепёшки, печёные лепёшки. Пили пиво, пахту, крепкий медовый напиток. Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, из муки сушёной рыбы, конопляного семени. Существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей и голубей, в некоторых местностях — на журавлей.

Сельские общины обычно включали несколько селений. Существовали этнически смешанные, главным образом марийско-русские, марийско-чувашские общины. Семьи были преимущественно малыми, моногамными. Встречались и большие неразделённые семьи. Современная семья малая. В свадебной обрядности оживают традиционные черты (песни, национальные костюмы с украшениями, свадебный поезд, присутствие всех желающих). Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», оберег, защищающий «дорогу» жизни, по которой предстоит пройти вместе молодожёнам.

Отмечают традиционные праздники, среди которых один из значимых и любимых Семык — марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Праздник распространен у луговых и восточных марийцев. В настоящее время праздник проводится в модернизированном виде, как фольклорный фестиваль.

Ссылка на основную публикацию